Эксплуатация - бензиновый генератор
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ БЕНЗИНОВОЙ МИНИЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
ВНИМАНИЕ! Перед началом работы внимательно прочитайте настоящее руководство. Никогда не используйте генератор для каких-либо целей или каким-либо способом, не описанным в настоящем руководстве.
1. Инструкция по технике безопасности:
1.1 Помните, что газы, образующиеся при сгорании топлива, вредны для здоровья, поэтому никогда не включайте генератор в замкнутом помещении. Генератор должен работать только на открытой площадке с хорошей вентиляцией!
Запрещается использование генератора во взрывоопасной среде!
1.2 Топливо огнеопасно! Запрещается открывать крышку бензобака во время работы генератора. Перед заправкой выключите двигатель и дайте ему остыть в течение 2-3 мин. Не производите заправку генератора вблизи открытого огня! Никогда не курите во время заправки!
1.3 Следите за тем, чтобы генератор стоял на ровной поверхности и был закреплен. Никогда не наклоняйте генератор, в противном случае топливо может выплеснуться из бака и стать причиной пожара! По возможности сразу соберите пролитое топливо во избежание несчастных случаев.
1.4 Если топливо попало на Вашу кожу, смойте его водой с мылом. При попадании топлива на одежду, ее необходимо застирать.
1.5 Позаботьтесь о безопасности хранения емкостей с топливом! Храните бензин в специально предназначенных для этого металлических канистрах!
1.6 Не вдыхайте пары бензина – они вредны для здоровья!
1.7 Перед запуском генератор должен быть заземлен!
1.8 Генератор должен размещаться на ровной горизонатальной поверхности, на расстоянии как минимум 1 м от здания. Запрещается размещать генераторы на возвышениях (конструкциях выше уровня земли).
1.9 Выхлопные газы могут достигать очень высоких температур! Следите за тем, чтобы люди, не знакомые с техникой безопасности при работе с генератором, а особенно дети, не приближались к генератору!
1.10 Проследите за тем, чтобы вблизи генератора не находились легко воспламеняемые материалы.
1.11 Никогда не накрывайте сверху генератор – для нормальной работы двигателя и его охлаждения необходимо обеспечить постоянную циркуляцию воздуха.
1.12 Удар электрическим током может быть смертельным! Никогда не касайтесь какой бы то ни было части генератора мокрыми руками! Не включайте генератор во влажной среде или вблизи водных источников. Запрещается соединять два генератора в цепь. Не пытайтесь подключать генератор к сети питания. Убедитесь, что кабель удлинителя не поврежден и соответствует нагрузке.
2. Назначение:
Бытовые бензиновые электростанции, именуемые в дальнейшем генераторы, предназначены для выработки однофазного, электрического тока напряжением 220В и частотой 50 Гц. Генератор рассчитан на непрерывную работу в течение 5-6 час. при 75%-нагрузке от номинальной мощности.
1 Крышка бензобака
2 Указатель уровня топлива
3 Выключатель двигателя
4 Индикатор низкого уровня масла
5 Вольтметр
6 Пробка сливного отверстия
7 Бензобак
8 Клемма заземления
9 Выключатель переменного тока
10 Электророзетка
11 Крышка маслоприемника
12 Рычаг воздушной заслонки
13 Стартер
14 Топливный кран
15 Крышка воздушного фильтра
16 Свеча зажигания
17 Глушитель
Диапазон рабочих температур от –5°С до +30°С и относительной влажности воздуха до 80% при температуре 20°С. Высота над уровнем моря - не более 1000м.
3. Заземление генератора:
ВНИМАНИЕ! Категорически запрещается использовать генератор без заземления!
Для обустройства заземления на открытой местности необходимо использовать один из следующих заземлителей:
• металлический стержень диаметром не менее 15 мм, длиной не менее 1500 мм;
• металлическую трубу диаметром не менее 50 мм, длиной не менее 1500 мм;
• лист оцинкованного железа размером не менее 1000 х 500 мм.
Любой заземлитель должен быть погружен в землю до влажных слоев грунта. На заземлителях должны быть оборудованы зажимы или другие устройства, обеспечивающие надежное контактное соединение провода заземления с заземлителем. Противоположный конец провода соединяется с клеммой заземления генератора. Сопротивление контура заземления должно быть не менее 4 Ом, причем контур заземления должен располагаться в непосредственной близости от генератора.
При установке генератора на объектах, не имеющих контура заземления, в качестве заземлителей могут использоваться находящиеся в земле металлические трубы системы водоснабжения, канализации или металлические каркасы зданий, имеющие соединение с землей.
Категорически запрещается использовать в качестве заземлителей трубопроводы горючих и взрывчатых газов и жидкостей!
Во всех случаях работа по заземлению должна выполняться специалистом!
4. Перед запуском генератора:
4.1 Внимательно осмотрите распакованный генератор и убедитесь, что он не получил повреждений во время транспортировки!
4.2 Генератор транспортируется без масла. Перед запуском генератора необходимо залить масло в картер, в противном случае двигатель не запустится.
Температура воздуха |
Тип масла |
Ниже 0°С |
SAE# 10W, 10W-30, 10W-40 |
|
SAE# 20W, 10W-30, 10W-40 |
+25°С - +35°С |
SAE# 30W, 10W-30, 10W-40 |
Выше +35°С |
SAE# 40 |
Каждый раз перед запуском генератора проверяйте уровень масла и при необходимости доливайте его. Объем заливаемого масла составляет 0,6 л.
Генератор оснащен датчиком уровня масла и может автоматически отключаться (или не запускаться), если залито недостаточное количество масла. Если генератор неожиданно остановился, проверьте уровень масла.
4.3 Проверьте уровень топлива:
Перед заправкой отключите все кабели питания! Убедитесь, что выключатель двигателя стоит в положении «OFF» («выключено»). Не курите во время работы генератора. Пролитое топливо соберите. Не заливайте топливо до самой горловины - оставьте немного места для крышки бака.
4.4 Расчет нагрузки:
Приобретенный Вами однофазный генератор вырабатывает переменный ток напряжением 220В, частотой 50Гц. К данному генератору Вы можете подключать только однофазные потребители-нагрузки. Нагрузки подразделяются на активные и индуктивные (реактивные). К активным омическим нагрузкам относятся потребители, у которых практически вся потребляемая энергия преобразуется в тепло (лампы накаливания, утюги, обогреватели, электроплиты, фены и т.п.). Для расчета суммарной мощности таких потребителей достаточно сложить мощности, которые указаны на их этикетках. К индуктивным нагрузкам относятся потребители, имеющие электродвигатель, где энергия дополнительно расходуется на создание электромагнитного поля. В эту группу входят насосы, станки, электроинструмент, стиральные машины и т.п. Мерой реактивности нагрузки является значение (cosµ). Например, если для бытовой 600Вт-дрели значение cosµ = 0,6, то для ее работы потребуется мощность 600Вт / 0,6 = 1000 Вт, что конечно же, необходимо учитывать при вычислении суммарной мощности потребителей, подключаемых к генератору.
Очень важно помнить о высоких пусковых токах электродвигателей, которые в момент включения в 2-5 раз превышают значения, указанные в технической документации. Лидером среди изделий с индуктивной нагрузкой является погружной насос, у которого в момент запуска потребление энергии увеличивается в 7-9 раз, поэтому перед запуском подобных устройств необходимо обесточить все остальные потребители.
Важно помнить, что для энергоснабжения сварочных аппаратов рекомендуется использовать специальные генераторные установки, так как работа сварочного аппарата «с точки зрения» генератора выглядит как короткое замыкание.
4.5 Внимание! Если Вы используете удлинитель, убедитесь, что он полностью размотан, а сечение кабеля соответствует подключаемой нагрузке. Используйте обе розетки генератора.
В качестве удлинителей может использоваться только трехжильный кабель сечением не менее 2,5 мм². Следите за состоянием кабеля удлинителя, при необходимости замените его. Перед использованием того или иного удлинителя, убедитесь, что он рассчитан на напряжение 220/230В и ток не ниже 16А. Плохо подобранный удлинитель может привести к перепадам напряжения, перегреву кабеля и нестабильной работе потребителя.
5. Запуск генератора:
• Проверьте заземление генератора.
• Откройте топливный кран 14.
• Нажмите кнопку выключателя двигателя 3.
• Установите рычаг воздушной заслонки 12, исходя из следующих условий:
а) если двигатель прогрет или температура окружающей среды достаточно высока, закройте рычаг воздушной заслонки наполовину, или оставьте его полностью открытым; б) если двигатель холодный или температура воздуха низкая, закройте рычаг воздушной заслонки.
• Слегка потяните ручку стартера 13, чтобы он вошел в зацепление с двигателем, а затем резко дерните ее на себя. Двигатель должен запуститься (не отпуская ручку привода стартера, верните ее в исходное положение). Если запуск не произошел, проверьте уровень масла и наличие бензина в баке.
• Дайте двигателю прогреться в течение 30 секунд, а затем откройте воздушную заслонку 12.
• Подключите кабель питания нагрузки к розетке генератора, а затем включите выключатель переменного тока 9 для подачи напряжения потребителю.
Важно! Двигатель должен пройти обкатку в течение первых 20 часов работы. В период обкатки не следует нагружать генератор свыше 70% его номинальной мощности. После 20 часов работы выключите генератор и замените масло, руководствуясь инструкциями параграфа «Замена масла».
6. Выключение генератора (см. рис.)
• Выключите выключатель переменного тока 9.
• Отключите кабель питания потребителя.
• Нажмите выключатель двигателя 3.
• Заверните топливный кран 14.
7. Примечания к техническому обслуживанию:
Перед началом технического обслуживания убедитесь, что генератор заземлен, двигатель выключен, нагрузки отключены, выключатель переменного тока находится в положении «выключено». Техническое обслуживание рекомендуется проводить в присутствии опытного специалиста. В случае возникновения трудностей при проведении технического обслуживания на месте, обратитесь за помощью в специализированную мастерскую.
8.1. Замена масла:
Долговечность работы двигателя зависит прежде всего от правильности выбора марки масла, его качества и своевременной замены.
Для замены масла:
• прогрейте двигатель;
• отверните крышку заливной горловины маслоприемника;
• удалите пробку сливного отверстия и дайте маслу полностью вытечь в приготовленную заранее емкость, размещенную под двигателем;
• проверьте состояние сальников (прокладок) и при необходимости замените их;
• установите пробку сливного отверстия и залейте новое масло, руководствуясь данными, приведенными в таблице;
• заверните крышку заливной горловины.
Внимание! Не выливайте отработанное масло в канализацию или на землю. Отработанное масло должно сливаться в специальные сосуды-маслоприемники и отправляться в пункты сбора отработанных масел.
8.2 Проверка свечи зажигания:
• снимите свечу зажигания при помощи ключа, входящего в комплект поставки;
• осмотрите свечу – юбка свечи должна иметь желтовато-коричневый цвет;
• очистите контакты свечи наждачной бумагой, проверьте и отрегулируйте зазор между электродами свечи до 0,7-0,8 мм;
• установите свечу и затяните её, контролируя момент затяжки при помощи нанометра (требуемое значение – 20Н•м);
• при необходимости замените свечу.
После профилактики или замены свечи не забудьте установить на неё наконечник с проводом.
8.3 Проверка глушителя:
• дайте глушителю остыть;
• отверните крепежный винт и снимите глушитель;
• очистите глушитель от нагара металлической щеткой и установите глушитель обратно;
• при необходимости замените глушитель.
8.4 Очистка воздушного фильтра.
• отверните крышку фильтра;
• извлеките фильтрующий элемент и тщательно промойте его бензином Б70. Применение растворителей недопускается.
• поместите небольшое количество масла в фильтрующий элемент (избыточное количество слейте);
• поместите обратно воздушный фильтр и установите крышку (следите за тем, чтобы крышка плотно прилегала к корпусу.
8.5 Очистка фильтра топливного крана:
• для снятия фильтра топливного крана при помощи ключа отверните манжету, расположенную снизу топливного крана;
• очистите и установите обратно фильтр и манжету.
8.6 Очистка фильтра бензобака:
• пластмассовый фильтр расположен под крышкой горловины бензобака;
• пальцами снимите фильтр, промойте его бензином и продуйте;
• после очистки установите фильтр обратно.
9. Устранение неисправностей:
Если не удается запустить генератор:
• убедитесь, что выключатель двигателя находится в положении «включено»;
• убедитесь, что топливный кран открыт;
• проверьте уровень масла и при необходимости долейте его;
• снимите свечу зажигания и выполните работы, указанные в п.9.2. Оденьте наконечник с проводом и обеспечьте контакт корпуса свечи с корпусом двигателя. Продерните стартер и убедитесь, что свеча дает искру. Если искры нет, замените свечу.
Генератор так и не запускается:
• убедитесь, что фильтр топливного крана не загрязнен;
• проверьте топливный шланг;
• убедитесь, что карбюратор не засорен (продуйте жиклеры).
Если двигатель по-прежнему не запускается:
• проверьте систему зажигания; если она неисправна, обратитесь в ремонтную мастерскую;
• проверьте состояние стартера;
• убедитесь, что болты головки цилиндра прочно затянуты;
• проверьте состояние прокладки цилиндра и замените ее при необходимости.
10. Консервация генератора и его хранение, расконсервация:
Перед долгосрочным хранением:
• слейте топливо из бензобака, топливной системы и карбюратора;
• залейте стакан масла в бензобак и наклоните генератор в разный стороны, с тем чтобы смазать стенки бензобака;
• слейте избыточное масло;
• снимите свечу зажигания и залейте в отверстие 1 ст. ложку масла, несколько раз продерните шнур стартера при выключенном двигателе и установите свечу обратно;
• очистите корпус генератора, тонким слоем нанесите смазку на места, подверженные образованию ржавчины;
• разместите генератор на ровной поверхности в месте хранения и накройте его чистым сухим материалом.
Генератор следует хранить в сухом помещении при температуре не ниже 0°С.
После долгосрочного хранения генератора необходимо произвести его раскон-сервацию, для чего выполнить следующие работы:
• Отсоединить топливный кран и тщательно промыть его бензином;
• Отсоединить карбюратор, промыть его бензином и продуть жиклеры. При отсутствии сжатого воздуха продуть жиклеры и каналы резиновой грушей. Категорически запрещается использовать для чистки жиклеров и каналов металлическую проволоку и иглы;
• Заглушить выход топливного бака, залить в бак 1-1,5 литра бензина марки 92 и, покачивая генератор, промыть бак. Снять заглушки и слить бензин;
• Установить карбюратор и кран на место;
• Снять ранее нанесенную смазку с корпуса генератора;
• Снять свечу, очистить её и промыть;
• Залить в бак бензин;
• Проверить уровень масла и при необходимости долить его;
• При хранении генератора «под консервацией» более 6 месяцев, масло необхо-димо заменить;
• Произвести запуск генератора по п.6.